Абитуриент 2018

54.05.02 Специальность: Живопись (профиль: Художник-реставратор (темперная живопись))

Свидетельство о государственной аккредитации (с приложением): Свидетельство о государственной аккредитации серии №90А01 номер №0002831 , регистрационный номер № 2699 от 1 ноября 2017 г., выданное на срок до 1 ноября 2023 года. 

Код 54.05.02
Квалификация Специалист
Профиль подготовки Художник-реставратор (темперная живопись)
Форма обучения Очная
Срок обучения 6 лет
Стоимость обучения Бюджет/ внебюджет (за счет средств университета или платно)
Общежитие Имеется
Отсрочка от армии Дается
Язык обучения Русский язык
Вступительные испытания 1. Творческое испытание (просмотр работ; рисунок) 2. Профессиональное испытание: (живопись; копирование) 3. Русский язык. 4. Литература.  

Описание основной образовательной программы: 

Кафедра реставрации ПСТГУ, которая готовит специалистов по данному направлению, уникальна тем, что она на признанном профессиональными кругами уровне готовит специалистов в области реставрации именно для работы в Церкви, учитывая эту специфику в учебном процессе. При этом наши выпускники приглашаются для работы не только в монастыри и церкви, но и в исследовательские и музейные организации Москвы и области, например, Государственный НИИ реставрации.

Состояние икон в действующих церквях и монастырях вызвало необходимость подготовки кадров реставраторов именно для работы в Церкви. Работа в условиях Церкви имеет свою специфику, и требования к конечному этапу реставрации иные. Так, если в академической музейной реставрации не допускается реконструкция утраченных фрагментов, то для церкви неприемлема икона, на которой на изображении лика святого вместо глаза – древесина на месте осыпавшегося левкаса или смыты надписи с именем этого святого. Студенты учатся реконструировать утраченные элементы, но не по своему разумению, а на основании найденных аналогов, с предварительным утверждением проекта такой реконструкции на реставрационном совете, где собираются опытные специалисты. Все остальные процессы нисколько не отличаются от принятых в научной академической реставрации, поскольку точное соблюдение принятых методик обеспечивает единственную возможность сохранить старую живопись. А для церковного реставратора, как и для любого верующего человека, сохранность иконы должна быть ценна вдвойне. Но чтобы сознавать эту ценность, нужно многое узнать, чтобы предвидеть последствия своих действий и не навредить.

В последние годы функционирует множество курсов, на которых обучают реставрации за несколько месяцев, а то и недель. И даже обещают дипломы «международного» образца. О наличии реставрационного образования тех, кто там учит, умалчивают, упоминая только их художественные достоинства и приводя в пример многочисленные места, где они успели "напочинять" икон. С результатами «реставрации», выполненной лицами, окончившими такие курсы, приходится сталкиваться постоянно, и часто икону уже невозможно спасти.

Поступая на такие «курсы» или в любое другое учебное заведение, заявляющее, что готовит реставраторов, следует обязательно убедиться в том, что у этого учебного заведения есть лицензия на право обучать реставрации и государственная аккредитация. Руководитель и преподаватели должны иметь первую или высшую категорию по данной специализации (в крайнем случае, вторую с высшим реставрационным образованием), вам должны прочитать несколько смежных спецкурсов (по химии, биологии и т.п.), причем именно узкие специалисты. То есть вас не должен учить реставрировать иконы реставратор металла или тканей.

Во всех случаях нужно знать, что ни за две недели, ни даже за год освоить реставрацию нельзя. В дипломе, действительно, значится "художник-реставратор", но чтобы он официально был признан реставратором, ему необходимо пройти аттестацию в Комиссии по аттестации реставраторов при Министерстве культуры Российской Федерации, и только эта Комиссия определяет профессиональный уровень и в зависимости от  этого присваивает категорию от 3-й до высшей. Аттестационная комиссия Министерства культуры в начале и на всем протяжении профессиональной деятельности реставратора следит за качеством его работы, признавая за каждым определенный уровень квалификации. Система похожа на профессиональную аттестацию врачей.

Реставратор, собственно, и есть врач, только лечит он не людей, а произведения искусства. И мера ответственности – та же.

Кафедра реставрации ПСТГУ создана в 1993г. и продолжает традиции известного реставрационного отделения МГАХУ памяти 1905г. Создала кафедру и заведует ею все эти годы Галина Сергеевна Клокова, художник-реставратор темперной живописи высшей категории. Реставрацией масляной станковой живописи руководит художник-реставратор высшей категории Ольга Павловна Постернак.

С кафедрой много лет сотрудничают Государственный исторический музей, Музей древнерусского искусства им.А.Рублева, Государственная Третьяковская галерея, Государственный объединённый музей-заповедник "Коломенское", Вологодский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Муромский историко-художественный музей, ГосНИИР, Храм-музей Софийский собор Новгородского кремля, Свято-Троицкая-Сергиева лавра, ЦАК при Тобольско-Тюменской епархии, другие организации, многие монастыри и храмы Москвы и России.

Федеральный государственный образовательный стандарт

Перечень основных дисциплин

Нормативные и методические документы